Русские изобретения. Парашют Котельникова

Всю осень 1910 года Санкт-Петербург обсуждал страшную трагедию, которая произошла 24 сентября. В этот день в небе над Комендантским полем потерпел крушение самолёт «Фарман», лётчик разбился вместе со своей машиной. Это был знаменитый Мациевич, он прославился своим безстрашием, исключительным мастерством, позволявшим ему виртуозно пилотировать далеко не самые совершенные в ту эпоху аэропланы. В сентябре в Санкт-Петербурге проходил Первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Мациевич выступал на нём с показательными полётами. В тот трагический день лётчик собрался взлететь на максимально возможную для «Фармана» высоту. Но его машина развалилась в воздухе на глазах у потрясённых зрителей и рухнула на землю. Никаких шансов спастись у Мациевича не было – парашюта тогда ещё не изобрели. Одним из свидетелей трагедии оказался актёр Котельников Глеб, выступавший на сцене Санкт-Петербургского народного дома.

Поражённый увиденным, Котельников подумал о том, что лётчик мог уцелеть, если бы располагал индивидуальным средством спасения. Он решил, что создаст такое средство, чего бы ему это ни стоило. Ровно через год Котельников Глеб представил миру то, что впоследствии будет названо парашютом. Но чтобы это произошло, будущему создателю спасательного средства пришлось резко изменить свою жизнь. Парашют – устройство в форме зонта из ткани, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз, служит для замедления движения предмета в воздухе. Конец 19 и начало 20 столетия – это период бурного расцвета мирового воздухоплавания. Ещё до появления первого самолёта небо заполонили воздушные шары, аэростаты, дирижабли. В ту пору они были примитивными и ненадёжными. Уже тогда воздухоплаватели стали задумываться о том, как спастись при неминуемой катастрофе. К решению этой проблемы подключились конструкторы летательных аппаратов, известные изобретатели, учёные. Задача оказалась чрезвычайно сложной. Все предполагаемые проекты не выдерживали критики авиаторов. И когда в 1911 году в России появился первый парашют, который был прост в использовании и отвечал всем требованиям безопасности, это стало настоящей сенсацией. Ещё больше удивление вызвал тот факт, что изобрёл этот парашют не специалист в сфере воздухоплавания, а театральный актёр Котельников. Котельников Глеб родился в 1872 году в Петербурге в семье институтского профессора, где увлекались музыкой, живописью и домашними театральными постановками, поэтому Глеб с малых лет проникся сценическим искусством. Кроме того, он научился играть на скрипке, мандолине, балалайке и даже стал сочинять музыкальные пьесы. Мальчик также любил мастерить механические игрушки, что поощрялось главой семьи, который углядел в сыне будущего инженера. Достигнув совершеннолетия, Котельников Глеб встал перед выбором, куда пойти учиться: в консерваторию, театральное училище или политехнический институт. Но судьба распорядилась так, что Глеб ни музыкантом, ни дипломированным инженером не стал, более того, ему пришлось покинуть Петербург. Высшее образование Котельников получил в Киевском военном училище. Прослужил три года в армии, а потом десять лет трудился в провинциальном акцизном ведомстве. Всё свободное от службы время Глеб проводил в драматических кружках. В какой-то момент Котельников понял, что театральная сцена – это то, чем он хочет заниматься профессионально. В 1910 году Глеб возвращается в свой родной город на Неве и устраивается актёром в Санкт-Петербургский Народный Дом, и тут судьба Котельникова вновь резко меняется…
1910 год… Это тот самый год, когда в Питере на празднике воздухоплавания разбился легендарный лётчик. Потрясённый трагедией, Глеб забывает о театре. Все его мысли поглощены только одной идеей – создать средство для спасения пилотов. Через неделю после трагедии квартира Котельникова превращается в мастерскую. По всему помещению разбросаны куски материи, ремни, медная проволока, деревянные брусья, ножи, молотки и отвёртки. Ночью Глеб рисовал, чертил, делал выкройки, а днём мастерил – сколачивал рейки, сшивал куски материи по готовым лекалам.Это были изделия, напоминающие зонтики в различных вариантах. Потом эти зонтики изобретатель сбрасывал с крыши. Каждый проведённый эксперимент тщательно анализировал, исправлял ошибки, переделывал неудачные образцы, искал новые материалы, и, в конечном счёте, остановился на шёлке. Чтобы рывок при раскрытии купола не повредил позвоночник, изобретатель разделил стропы на части, прикрепив их к двум подвесным лямкам. Такое решение позволило равномерно распределить динамический удар по всему телу. В итоге изобретение Котельникова выглядело следующим образом: парашют находился в сложенном состоянии в ранце. Чтобы открыть крышку ранца и выпустить парашют, лётчик должен был дёрнуть за шнур, после чего внутренние пружины выталкивали наружу купол, который потом раскрывался от воздушного потока. Купол был сшит из 24х шёлковых полос и сверху имел отверстие. Эта конструкция легла в основу всех последующих парашютных систем. И ещё: стропы были созданы так, чтобы ими можно было управлять парашютом при спуске. Своё изделие испытатель испытал на манекене, сброшенном с башни. Система действовала!

В августе 1911 года Котельников написал военному министру Сухомлинову письмо, которое начиналось так: «Длинный и скорбный список жертв в авиации сподвиг меня на изобретение довольно простого и полезного устройства для предотвращения гибели авиаторов при аварии в воздухе…» Далее Котельников изложил характеристики своего изобретения, описал способ применения и представил отчёт об испытании. Для рассмотрения заявки была сформирована специальная комиссия, которая не вдаваясь в подробности и игнорируя доводы автора забраковала изобретение и отказалась от него, наложив резолюцию «За ненадобностью». Но сдаваться изобретатель не собирался. Спустя полгода он всё-таки запатентовал свой парашют. Правда, не в России, а в Париже Котельников продемонстрировал своё изобретение французским авиаторам. Получив официальное авторское свидетельство, Глеб Евгеньевич вернулся на родину и решил добиться проведения официальных испытаний и признания своего парашюта. Патент на изобретение был уже серьёзным аргументом для военного ведомства, поэтому Котельников получил согласие на полноценные испытания. Они начались 06 июня 1912 года недалеко от Гатчины в деревне Салюзи. Несмотря на то, что опытная модель была спроектирована для прыжка с самолёта, автора проекта уведомили, что военно-инженерное управление запретило использовать аэроплан для проведения эксперимента. Пришлось поднимать в небо воздушный шар конструкции братьев Монгольфье. Для придания испытаниям большего эффекта вместо груза, который полагалось выбросить с парашютом, был сделан манекен, который оказался подозрительно похожим на начальника офицерской воздухоплавательной школы генерал-лейтенанта Кованько Александра, с точно такими же лихо закрученными усами и длинными бакенбардами.

 

 

 

 

 

 

Манекен привязали снаружи корзины воздушного шара и подняли на высоту 200 метров, после чего пилот по фамилии Горшков отцепил куклу и она начала стремительно падать вниз головой. Комиссия затаила дыхание. Когда раскрылся купол, манекен перевернулся и плавно коснулся земли. Позже в своих воспоминаниях Котельников Глеб написал: «…раздалось «ура!» и все побежали, чтобы поближе увидеть, как парашют опустился. Ветра не было, и манекен встал на траву ногами, постоял так несколько секунд, а затем упал». В тот день сбрасывали парашют с воздушного шара ещё несколько раз, причём с разных высот, но все спуски заканчивались благополучно. А 26 сентября того же 1912 года Котельникову удалось уговорить испытать парашют сбросив манекен с аэроплана, поднявшегося в воздух на высоту 80 метров. Этот эксперимент также закончился благополучно.

Несмотря на очевидный успех и подтверждение надёжности системы Котельникова, военное ведомство налаживать серийный выпуск парашютов не торопилось. Про изобретателя вспомнили только когда началась Первая мировая война. Серьёзные потери лётного состава во время воздушных боёв заставили военное министерство Российской империи обратиться к Котельникову с просьбой срочно изготовить опытную партию парашютов в количестве 70 штук. Изобретатель с огромным энтузиазмом взялся за дело. Он тщательно следил за качеством изготовления каждого парашюта и выполнил заказ в срок, но продолжения не последовало. Причину отказа от дальнейшего производства столь необходимых для авиации спасательных средств изобретателю не изложили. Потом произошла Октябрьская революция, началась гражданская война, и проект оказался востребованным новой властью. Все без исключения авиационные подразделения Красной армии стали получать парашюты Котельникова.

В 1923 году изобретатель предложил новую модель с полумягким ранцем, а ещё через год он создал первый в мире парашют с мягким ранцем из ткани. Эта система до сих пор является основой для современных купольных конструкций. После тяжёлой болезни Котельников Глеб скончался в Москве 22 ноября 1944 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Деревня Салюзи, где в 1912 году проходили испытания с манекеном, после смерти Котельникова стала носить имя автора первого в мире парашюта.

Ариград-Вести

19.09.2020

ПОДЕЛИТЬСЯ: